РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБ ИЗДАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ КОНТАКТЫ ПАРТНЕРЫ Classified

Электронная версия справочника Кто Есть Кто
на рынке недвижимости

Посетите сайт справочника
"Кто Есть Кто и Что по Чём
на рынке недвижимости 2019"





Поиск

Частичная или полная перепечатка материалов журнала осуществляется только с разрешения редакции

Анализ причин роста цен на недвижимость

 

Ситуация на рынке, связанная со спросом, предложением и их соотношением, меняется довольно динамично, и поэтому является фактором, который воздействует на цены на коротких промежутках времени, продолжительностью около 1-2х лет. В долгосрочной перспективе, на ценовой уровень более значительное влияние оказывают глобальные макроэкономические факторы, а одним из важнейших среди них является показатель объема денежной массы (М2).

Рост цен на сырье (нефть, газ, металлы) позволяет расти экспортным доходам РФ, основная часть которых "стерилизуется", то есть оседает в Стабилизационном фонде и не попадает напрямую в экономику. Однако, это стимулирует приток денег в экономику с внешних рынков, в первую очередь в виде займов российскому банковскому сектору и крупному бизнесу. Данный процесс заставляет расти денежную массу в экономике.

Рост денежной массы М2 в экономике приводит к росту покупательной способности, но не влечет значительного увеличения количества самих покупателей. Данный процесс происходит за счет рыночного механизма саморегулирования, в котором цены являются универсальным ограничителем объема платежеспособного спроса. Основной причиной роста цен на недвижимость в долгосрочной перспективе является воздействие монетарного фактора, то есть базовый уровень цен напрямую зависит от объема денежной массы в экономике. Базовым уровнем или (справедливой ценой) мы называем такой уровень цен, который соответствует текущему денежному предложению в российской экономике.  Долгосрочный тренд базового уровня цен на недвижимость повторяет долгосрочный тренд объема денежной массы в экономике РФ.

На коротких временных интервалах (длительностью 1–2 года), цены могут отклоняться от базового уровня в пределах плюс/минус 20%, а основными факторами таких колебаний выступают дисбалансы объемов платежеспособного спроса и предложения.

Явные дисбалансы платежеспособного спроса и предложения на рынке наблюдались в следующие периоды:

-Лето 2004 – Весна 2005 - снижение спроса по причине банковского мини-кризиса.
-Лето 2005 – Осень 2006 - период бурного роста цен вследствие ограниченного объема предложения после вступления в силу ФЗ №214 в апреле 2005 г.
-Осень 2006 – Осень 2007 - стагнация объемов платежеспособного спроса вследствие снижения доступности жилья и снижения покупательской способности.
-Осень 2007 – Весна 2008 – перетекание денег с фондового рынка на рынок недвижимости вследствие начала мирового финансового кризиса; снижение объемов нового предложения вследствие усложнения привлечения застройщиками заемного финансирования. 

Однако, поскольку объем денежной массы в российской экономике в последние 10 лет увеличивался, то и базовый уровень цен на недвижимость рос пропорционально с учетом курсовой разницы. Поэтому в периоды стагнации спроса на рынке наблюдается не снижение цен на 15–20%, а лишь остановка роста или небольшая коррекция вниз до 5%, поскольку растущий объем денежного предложения в стране в последние 10 лет оказывает ценам на недвижимость поддержку снизу.

Прогноз

Высокий уровень корреляции средней цены с одним из основных макроэкономических параметров -таким как объем денежной массы М2, - позволяет полагать, что изменение цен на рынке в среднесрочной перспективе будет продолжать носить монетарный характер. Учитывая, что объем денежной массы в экономике в 2008-2010 гг., согласно прогнозам ЦБ РФ, будет продолжать расти, то соответственно будет продолжаться увеличение базового уровня цен. Дальнейший приток капитала в страну, наращивание бюджетных расходов в 2008–2010 гг., и соответственно, рост денежной массы на фоне стагнирующих объемов строительства в Москве, создают серьезные макроэкономические предпосылки для дальнейшего роста цен, обусловленного монетарным фактором.

Ориентиры роста базовых цен на период 2008 – 2010 гг. при условии политической и социально-экономической стабильности в стране (в рублевом исчислении):
-2008 г. – 30 – 35 %.
-2009 г. – 25 – 30 %.
-2010 г. – 20 – 25 %.
Динамика долларовых цен будет зависеть от изменения валютного курса $/ руб.

Для рынка городской недвижимости, подверженного ограниченности предложения, будут и в дальнейшем характерны конъюнктурные всплески ценовой динамики в отдельные периоды с "забеганием" цен вперед, и последующим "топтанием на месте" или небольшим снижением.

Источник: Дайджест Неджвижимости

Другие
30.04.2025 Эстетика, архитектура и вода: BWT на премии Design.now от Interior+Design
30.04.2025 «FORCITIES: Ключевые тренды и инсайты рынка коммерческой и жилой недвижимости на 2025-2027 гг.»

22-23 апреля в отеле Glenver Garden прошел юбилейный X Всероссийский форум-практикум «FORCITIES: Ключевые тренды и инсайты рынка коммерческой и жилой недвижимости на 2025-2027 гг.», на котором были представлены кейсы от ведущих профессионалов отрасли. Участники обсудили множество тем: поиск клиентов в новых реалиях, форматы для инвестиций, привлечение финансирования, стратегии продаж, сплочение команды и т.д. Слушатели получили более 30 готовых решений, которые можно сразу применить на практике.
Ольга Гусева, генеральный директор KEY CAPITAL, в ходе мероприятия отметила, что современным предпринимателям нужно расширять горизонты и открывать для себя новые отрасли. В качестве примера она привела интерес девелоперов к венчурным инвестициям. В период экономического кризиса спикер посоветовала скупать подешевевшие активы, увеличивать инвестиции в собственное производство, обращать внимание на государственные программы, которые многими недооцениваются.
Виталий Пилипчук, руководитель консалтингового бюро «Пилипчук и Партнеры», посвятил выступление выбору стратегии для МКД. Здесь возможны два варианта: Greenfield - реализация проекта с нуля, строительство «в чистом поле» - и Brownfield, когда речь идет про редевелопмент бывших промзон. В первом случае у девелоперов будут следующие преимущества: свобода планирования, отсутствие необходимости сноса, более дешевая земля. Но есть и недостатки: высокие затраты на инфраструктуру, удаленность, длительность сроков реализации, сложности с получением разрешений. С Brownfield тоже все неоднозначно. С одной стороны, уже есть инфраструктура и коммуникации (правда, они, как правило, изношены и требуют капитального ремонта), поддержка властей, сроки реализации - быстрее. С другой, увеличиваются затраты на подготовку (нужно сносить старые здания, рекультивировать территорию), есть ограничения по планировке, экологические и юридические риски, земля стоит дороже. Поэтому, выбирая стратегию, необходимо оценить цели проекта и проанализировать риски.
Елена Лысенкова, эксперт гостинично-туристический отрасли, член Межрегиональной общественной научно-просветительской организации «Национальная академия туризма» (НАТ), продолжила тему Greenfield, сконцентрировавшись на гостиничных проектах. Она рассказала про горизонты инвестирования от 3 до 12 лет, основных вехах инвесторов, ориентации на целевую аудиторию (здесь есть несколько кардинально отличающихся групп). Елена предложила инвесторам ответить на несколько вопросов, прежде чем переходить к реализации проекта: почему эта территория сейчас пустует, почему целевая аудитория захочет этим пользоваться, почему это будет прибыльно, почему этого до сих пор не сделали конкуренты и т.д. Также она привела примеры необычных идей, которые помогут выделиться: создать зеркальный парк-лабиринт, возвести подземный отель с прозрачной крышей (чтобы наблюдать за звездами), построить ферму насекомых, поп-ап арт-пространство, геодом с VR-кинотеатром, робо-ресторан с едой из 3D-принтера.
Эксперты также обсудили гипотезы в девелопменте - их создание и проверку. Алексей Ерёмин, генеральный директор Rocketmind.ru, отметил, что бизнес-модели должны постоянно меняться, поскольку мы живем в мире цифровых компаний и трансформаций. Поэтому необходимо развивать экосистемное мышление, делать дизайн бизнес-моделей и ценностных предложений, постоянно тестировать гипотезы. На каждом из этих пунктов эксперт остановился подробно.
Динара Губайдуллина и Евгения Кожевникова, Группа компаний «Острова», свое выступление назвали образно - «Поиск «золотой жилы» продукта». Они отметили, что рынок снова бросает вызов девелоперам - за счет роста ключевой ставки, отмены льготной ипотеки, роста себестоимости строительства, снижения покупательской способности и т.д. Поэтому перед покупкой участка требуются взвешенные решения, при этом упор нужно делать на продуктовый подход - метод управления проектом, который ориентируется на создание ценности для клиентов. Работа с гипотезами требует системного, структурированного подхода. Важно определиться с тем, что мы хотим поменять в продукте, для кого мы его делаем, какое изменение метрики будет считаться успехом, как долго мы будем вести подсчет. Продуктовая гипотеза - это предположение о том, что нужно улучшить в продукте, чтобы достичь определенной цели. Гипотеза отличается от просто идеи тем, что она предельно конкретна.
Павел Брызгалов, заместитель директора по разработке продукта ГК «А101», рассказал об управлении изменениями в продукте. Хороший продуктолог, по его убеждениям, действует по технологии, умеет работать с ограничениями, вникает в детали, отвечает и несет ответственность и управляет процессом в целом. Также он отдает себе отчет, что решает не количество возможностей, а точное попадание в потребности клиента. Продукт должен проходить непрерывный процесс изменения после получения обратной связи.
В ходе круглого стола «С кем, когда и как: привлекаем партнеров и ресурсы» прозвучало выступление Алексея Онацко, директора по развитию, партнера компании Urban Context, который рассказал про создание креативных кластеров на примере Севкабель Порт в Санкт-Петербурге. Необходимо учитывать «память места» и исторические факты, потому что это должно найти отражение в концепции. Для продвижения проекта важно проводить Event-маркетинг (когда территория еще не открыта, но про нее уже все говорят), организовывать выставки, маркеты, благотворительные инициативы, развивать креативное предпринимательство и работать с брендами.
Полина Назарова, директор департамента управления непрофильными активами АО «ГЕОТЕК», рассказала о том, как вести продажу непрофильных активов в трудные времена. Она обозначила основные критерии отнесения активов к этой группе, отметила целевую аудиторию и назвала основные механизмы их реализации. Также Полина обратила внимание на методы определения минимальной начальной цены.
На сессии, посвященной рынку сбыта, Александра Синилова, основатель ABC Consulting, ex-Savills, MRICS, поведала о новых трендах расширения данного рынка. По ее словам, девелоперам нужно адаптироваться к новым требованиям и применять иные подходы. В числе основных вызовов - падение спроса, растущая конкуренция и изменяющиеся потребности клиентов. Чтобы быть в тренде, нужно постоянно анализировать аудиторию, пересматривать продуктовую линейку, принимать креативные решения. Одна из проблем - перенасыщение рынка однотипными подходами. Далее Александра обрисовала краткосрочую, среднесрочную и долгосрочную стратегии - пошагово - и обозначила ресурсные точки роста.
Оксана Копылова, Руководитель проектов практики «Недвижимость и развитие территорий» Strategy Partners, поделилась соображениями о том, как девелоперам развивать бизнес в текущих условиях. По ее словам, необходимо переключаться на проекты с высоким потенциалом ликвидности, в ожидании покупателя сдавать то, что построено, в аренду, адаптировать продукт под рынок, диверсифицировать портфель, стимулировать маркетинг и продажи, оптимизировать затраты. Далее пошла речь про объекты туризма, термальные комплексы, склады - все это, по мнению Оксаны Копыловой, сегодня способно дать наибольший доход при грамотном подходе.
Также обсуждались диджитал стратегии и стратегии будущего - этому была посвящена последняя, 6-я сессия. Сергей Марин, основатель и директор ООО «Студия Данных», рассказал о текущих трендах в индустриях и привел интересные кейсы. По его словам, 75% рынка с высоким потенциалом внедрения ИИ сегодня сосредоточено в шести ключевых отраслях: банки, здравоохранение, медиа и реклама, транспорт и логистика, производство и ритейл. Наибольший спрос на ИИ-решения в 2025 г. демонстрируют управление кадрами, продажи, маркетинг и разработка.
Валентин Каськов, IT-директор международного холдинга «Специальные системы и технологии», посвятил свое выступление векторам трансформации при цифровизации строительства. Сегодня преодолеть дефицит инженеров помогают «усиленные» ИИ-ассистенты: ИИ подсказывает решения, проверяет расчеты, оставляя человеку функции финального контроля. Автоматический анализ текстовых ТЗ с помощью LLM, обученных на отраслевых терминах и нормах, тоже существенно экономит время. Интеллектуальные базы помогают вводить новых сотрудников в курс дела, формируют автоответы на техзадания, структурируют ГОСТы, СНИПы и прочие акты.
Партнер форума - ООО «Лебер».

30.04.2025 В программе форума недвижимости «Движение» впервые появится День Москвы
29.04.2025 ФОРУМ PRO ГОРОD 2025 СТАВИТ РЕКОРДЫ!
29.04.2025 Девелопмент в эпоху перемен: новые форматы жилья, спад ипотеки и бум апартаментов — что ждет рынок в ближайшие годы?
25.04.2025 PRO ГОРОD 2025: ИТОГИ ПЕРВОГО ДНЯ

Электронная версия журнала "Дайджест российской и зарубежной недвижимости"

 

Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152 Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152