РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБ ИЗДАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ КОНТАКТЫ ПАРТНЕРЫ Classified

Логин
Войти
Пароль
Забыли пароль?

Электронная версия справочника Кто Есть Кто
на рынке недвижимости

Посетите сайт справочника
"Кто Есть Кто и Что по Чём
на рынке недвижимости 2019"






Поиск

Частичная или полная перепечатка материалов журнала осуществляется только с разрешения редакции

ВЛАСТЬ
«Мы, строители, стоим вне политики»

В 1994 году главы правительств стран-участниц СНГ подписали Соглашение о сотрудничестве в строительной деятельности. На основе этого документа был создан Межправительственный совет по сотрудничеству в строительной деятельности. 12 лет — срок, в равной степени годящийся и для подведения некоторых итогов, и для обсуждения перспектив. Об этом — в интервью руководителя секретариата Совета Александра МЯСНИКОВА.

Александр Дмитриевич, в чем состоят главные задачи работы Совета?

— Самое первое наше заседание состоялось 8 декабря 1994 года в Минске. С тех пор по четыре раза Совет принимали Москва и Минск, три раза — Кишинев, по два раза — Киев, Ереван, Душанбе и Бишкек и по разу — Алма-Ата, Астана, Баку и Тбилиси. С полной уверенностью говорю, что создание Совета как межправительственного органа было шагом целесообразным и своевременным. На наших заседаниях рассматривались вопросы строительной деятельности и ЖКХ, что позволило аккумулировать и использовать в практической работе весь накопленный странами Содружества опыт, избежать повторения многих ошибок, сэкономить немало денег, а также не допускать ненужной и крайне затратной параллельной разработки целого ряда научных и технических задач.

В общей сложности в рамках Совета по разным направлениям строительной деятельности создано 14 профильных комиссий (в том числе по градостроительству, по совершенствованию качества строительства, по экспертизе и лицензированию, по подрядным торгам). Благодаря им отрабатываются общие для стран СНГ вопросы, идет обмен научно-технической информацией, проектными и конструкторскими наработками, опытом создания и реализации различных программ — как научно-технических, так и социальных.

Министерствами и госкомитетами по строительству стран СНГ разработаны, нашим Советом — рассмотрены, а Советом глав правительств СНГ одобрены такие необходимые в нашей деятельности документы как, например, Соглашение о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами стран СНГ. Это соглашение в данный момент ратифицировано всеми странами СНГ, кроме России и Грузии. Что касается России, то российское Министерство регионального развития подготовило пакет документов для проведения внутригосударственных процедур для ратификации.

Еще один документ — Соглашение о межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимный интерес для стран СНГ. Это, в частности, приграничные объекты, линейно протяженные объекты, проходящие по территории двух и более государств, объекты, сооружаемые на средства двух и более государств, или объекты, сооружаемые одним государством на средства одного или нескольких других.

Примерами могут служить экспертизы, проведенные в 2000 году по обоснованию инвестиций в реконструкцию и модернизацию нефтепровода Актырау-Самара (Казахстан-Россия), в 2001 году — по проекту реконструкции и усиления зданий школы №6 в армянском городе Гюмри (по поводу восстановления этой школы был даже указ президента России), в 2006 году — по проектам восстановления трех русских церквей и строительства незавершенного 72-квартирного дома Министерства обороны РФ в г. Гюмри и т. д.

Третий документ — Градостроительная Хартия СНГ. Хартия служит основой для расширения взаимовыгодного сотрудничества в области управления, планирования и обустройства территорий приграничных регионов, развития зон транспортно-коммуникационных коридоров, внедрения современных информационных технологий при разработке генеральных и зональных планов, подготовки научных, проектных и педагогических кадров и т. д.

Кроме того, на юбилейном, XX заседании Совета было подписано соглашение о взаимодействии при восстановлении зданий и сооружений, пострадавших от стихийных бедствий. Может быть, вы помните, что года три назад на юге страны было крупное наводнение — оно и послужило толчком к принятию этого соглашения. Которое, в частности, предусматривает оказание помощи в оценке ущерба, разработку особого порядка финансирования и упрощенных порядков предпроектной и проектной стадии строительства и проведения конкурса, разработку проектов быстровозводимого жилья. Отмечу, что соглашение открыто для присоединения других государств, признающих его цели и задачи.

Насколько я знаю, недавно у Совета появился и свой конкурс.

— На XXII заседании Совета, которое проходило в октябре 2005 года в Душанбе, было принято решение о проведении в странах СНГ I Международного конкурса на лучшую строительную и проектную организацию, предприятие стройматериалов и стройиндустрии за 2005 год. На предложение об участии откликнулись 157 организаций и предприятий из России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Азербайджана, Таджикистана и Молдавии. За основу оценки эффективности их работы мы брали методику, использующуюся в российских строительных конкурсах.

В итоге у нас получился 51 победитель: 36 организаций и предприятий из России и 15 из других стран СНГ. Все победители получат специальные дипломы, которые смогут использовать в рекламных целях; информация о них будет опубликована в "Золотой книге строительных организаций (предприятий) стран-участников СНГ" — ее планируется выпустить к концу года; они также получают преимущество при оценке коммерческих предложений в ходе подрядных конкурсов. А участники конкурса, которые будут награждаться дипломами в течение трех лет, будут рекомендованы Советом для получения подряда строительных работ в странах СНГ.

Последнее заседание Совета состоялось совсем недавно, в июле…

— Да, в Минске. На нем прозвучало 6 докладов, в том числе доклад министра регионального развития РФ Владимира Яковлева "Пути решения проблемы обеспечения граждан СНГ доступным и комфортным жильем" — для России тема очень актуальная, и в этом вопросе к нам все прислушиваются. Особо хочу отметить, что, заслушав и обсудив этот доклад, Совет рекомендовал до утверждения новых технических регламентов считать действительными ранее СНиПы на территории СНГ. Думаю, вы знаете, что сейчас СНиПы у нас фактически отменены, новых регламентов еще нет и разработать их обещают только в 2010 году. Поэтому пока принято решение ориентироваться на старые.

Еще одно решение — повысить уровень доступности путем понижения стоимости общей площади жилья и увеличения платежеспособного спроса населения.

Замечательное решение, только вот вопрос: как понижать стоимость?

— Тут хорошим примером может служить Казахстан, который считается одним из наиболее "продвинутых" в сфере строительства. Президент Нурсултан Назарбаев поставил задачу: чтобы стоимость квадратного метра жилья в Астане и Алма-Ате не превышала $350, причем это относится к сфере как многоэтажного, так и малоэтажного домостроения.

Как они этого добиваются? Земля — за счет государства, коммуникации — за счет государства, "врезка" — за счет государства. Конечно, $350 — цена не для всех, а для льготников. А льготники в Казахстане — это, во-первых, молодые семьи до 30 лет, имеющие ребенка; во-вторых — госслужащие; в-третьих — работники социально значимых сфер (учителя, врачи и т. д.). Если в ходе проведения тендера выясняется, что $350/м2 не получается никак, то, предположим, к запланированному 11-этажному дому добавляется еще 2 этажа, которые проектируются и строятся за счет строителей и затем продаются ими по коммерческой стоимости.

Еще один существенный ограничитель роста объемов массового жилищного строительства в России — проблема подготовки земельных участков, обеспеченных инженерно-технической инфраструктурой. Лучше всего дела с этим обстоят в Саратове, Волгограде и других приволжских городах — они безусловные лидеры. Но, увы, столь позитивная картина наблюдается не везде.

Каковые результаты других выступлений на последнем Совете?

— Например, после доклада Министра архитектуры и строительства Белоруссии было принято решение: организовать постоянно действующий семинар по изучению опыта развития жилищного строительства, проектирования, реконструкции и эксплуатации жилья и объектов социальной сферы. Предложение не случайно исходило от белорусской стороны: в этой стране создана мощнейшая подготовительная база так называемого среднего звена, то есть прорабов. Сначала они проходят двухнедельное обучение, потом на неделю едут в Германию. Стоит такая программа очень дешево, а немцы за учебу вообще денег не берут.

Похожую программу мы и хотим подготовить для всех стран СНГ. На следующем, осеннем заседании Совета программа должна быть представлена — думаю, ее утвердят, и тогда со следующего года мы сможем начать обучение специалистов среднего звена. Во всяком случае, страны СНГ эту инициативу поддержали. Кстати, в Германии учат не только "среднее звено", но даже рабочих — каменщиков, бетонщиков и т. д. После прохождения очередного курса и получения более высокого уровня квалификации человек выходит на новую "орбиту", в том числе и по части заработной платы, и на более низкую отметку уже не спускается.

Какие вопросы предполагается рассмотреть на следующем Совете?

— Мы решили не гнаться за количеством, ограничиться 4 вопросами, но рассмотреть их со всех сторон. Вопросы эти — об осуществлении строительного надзора (в том числе экспертизы, авторского надзора и лицензирования, с которым ни у нас в России, ни в СНГ сейчас не знают, что делать), о госстимулировании жилищного строительства и перспективах его развития, о путях модернизации и замены жилых домов первых массовых серий и об опыте и путях развития использования нетрадиционных источников энергии (Солнца, биогаза и т. д.).

Что касается третьего вопроса, то тут могу по опыту сказать: да, так называемые "хрущевки" можно модернизировать — надстроить два этажа плюс мансарды, вынести лифты и мусоропроводы. Кухни при перепланировке становятся по 15 м, квартиры просторные, но все прекрасно ведь быть не может. И действительно — потолки как были, так и остаются по 2,5 м, а при окончательной отделке еще меньше. Так что действительно не мешает коллегиально обсудить, что же все-таки выгоднее делать с "хрущевками" — сносить или реконструировать. Я знаю, что даже если все "хрущевки" мы сломаем, то в Москве как минимум одну решено превратить в музей — чтобы наши потомки знали, чему мы так радовались, переселяясь из коммуналок и подвалов.

 

инвестиции, строительство, недвижимость

Главная задача Совета — гармонизировать все аспекты строительной деятельности стран СНГ?

— Нет, все-таки каждый из нас идет своим путем. Полностью унифицировать правила и нормы нельзя, но можно понять, у кого та или иная сфера развита лучше, и перенять положительный опыт. Например, рекомендация по временному сохранению старых СНиПов была принята для всех, но представители Азербайджана сразу сказали: мы не можем пользоваться старыми нормами, у нас уже разработаны новые. Так что наш Совет — не аналог ЕС с его едиными стандартами.

Когда речь идет о возможном присоединении к Совету других стран, кто подразумевается прежде всего?

— Прежде всего, страны Балтии. Не исключено, что представители Латвии, Литвы, Эстонии примут участие уже в следующем заседании Совета. В перспективе — возможно, Польша. Но надо сказать, что мы, строители, стоим вне политики. Наше дело — создавать нормальные условия для жизни наших сограждан. Поэтому вне зависимости от того, как складываются взаимоотношения внутри или вне СНГ на политическом уровне, в своей сфере мы находим общий язык. И каждый раз встречаемся не только с пользой для дела, но и с удовольствием.

ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | сентябрь 2006 | № 7 (17) | http://www.d-n.ru/

Беседовала Валерия МОЗГАНОВА
Источник: Дайджест Российской и Зарубежной недвижимости

Полка журналов 


№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017
№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017

№9 (116), НОЯБРЬ 2016
№9 (116), НОЯБРЬ 2016

№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016
№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016

Электронная версия журнала "Дайджест российской и зарубежной недвижимости"

 

Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152 Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152