РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБ ИЗДАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ КОНТАКТЫ ПАРТНЕРЫ Classified

Логин
Войти
Пароль
Забыли пароль?

Электронная версия справочника Кто Есть Кто
на рынке недвижимости

Посетите сайт справочника
"Кто Есть Кто и Что по Чём
на рынке недвижимости 2019"






Поиск

Частичная или полная перепечатка материалов журнала осуществляется только с разрешения редакции

СОЧИ
В двух шагах от мечты

Спорщикам, ставящим кто на триумфальную победу, кто на сокрушительное поражение Сочи в борьбе за звание зимней олимпийской столицы – 2014, осталось недолго "выяснять отношения". А вот профессионалы в области Real Estate в спор на эту тему никогда и не вступали: сочинский рынок недвижимости уже получил такой мощный "допинг", что теперь победит наш кандидат в олимпийской гонке или нет — совершенно неважно.

В 20-30-е годы прошлого века Сочи, наряду с индустриальными гигантами первых пятилеток, входил в число всесоюзных ударных строек. Сегодня наш главный морской курорт — тоже своеобразная ударная стройка, хотя лидирующие позиции на ней занимает уже не государство, а инвестиционно-строительные компании, подавляющее большинство которых — представители Москвы, а также мощных сочинский соседей, Ростова и Краснодара.

Именно их стараниями на сочинском рынке недвижимости исправляются ошибки прошлого, а его будущее становится все интереснее. Как уверяют специалисты, аккумулирующаяся в городе энергия должна (и непременно приведет) к серьезному прорыву, который не за горами.

ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

О том, что представлял собой Сочи еще совсем недавно, ДН подробно рассказывал в прошлом году (см. №1 за март 2005 г.). Однако всего за год с небольшим в городе произошли существенные изменения, первое из которых, безусловно, связано с программой строительства олимпийских объектов. Планы и сроки выполнения работ по подготовке к Олимпиаде уже определены, названа и сумма, которую предстоит потратить на создание всей необходимой инфраструктуры — от 3 до 5 миллиардов долларов.

В случае победы Сочи на выборах, один миллиард даст Международный олимпийский комитет, а 80% оставшихся расходов возьмет на себя федеральный центр. Также предполагается задействовать средства краевого бюджета, городской казны и — куда же без них! — частных инвесторов.

Кроме Олимпийской деревни, которую собираются строить в Адлере, в Имеритинской бухте, среди запланированных олимпийских объектов в самом городе — центральный стадион, арена для хоккея, ледовый дворец спорта для фигурного катания, современный конькобежный центр. А на Красной поляне появятся лыжные и биатлонные комплексы, горнолыжный центр, сноуборд-парк, фристайл-центр и санно-бобслейная трасса (кстати, первая трасса международного уровня в России: все наверняка помнят, как российские саночники и бобслеисты — герои прошлой Олимпиады в Турине, в интервью с горечью отмечали, что вынуждены тренироваться за рубежом).

И еще — на 4 Международном экономическом форуме "Кубань-2005", который состоялся в Сочи в сентябре-октябре прошлого года, министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил: "В данный момент прорабатывается возможность создания специальной федеральной программы по развитию города-курорта Сочи, а в бюджете 2006 года предусмотрено выделение 100 миллионов рублей на реконструкцию аэропорта Сочи".

Сочинский аэропорт (который большинство знает под названием адлерский) действительно долгое время является серьезнейшей проблемой. Этот сарай язык не поворачивается называть аэропортом, принимать даже "своих", а уж тем более "чужих" — форменный позор для курорта, стремящегося выйти на международную арену.

Давным-давно неподалеку от старого здания аэропорта было начато возведение нового комплекса, да как-то не заладилось — стройка не была доведена до конца. И вот теперь первый государственный транш будет направлен именно на затыкание этой "дыры": по словам директора Городского Риэлторского Центра г. Сочи Ильи Арутюнова, деньги на достройку аэропорта, строительство транспортной сети и очистных сооружений должны прийти нынешним летом.

Конечно, параллельно с проблемой аэропорта хорошо бы еще решить и проблему печально знаменитой сочинской "железки" — дороги, идущей вдоль побережья и страшно всем мешающей. Вопрос о переносе железнодорожной ветки стоит давно, да работы стоят слишком уж больших денег (с учетом, что пробивать новый путь придется через горы).

Еще одной "зависшей" проблемой Сочи является строительство марин и яхт-стоянок. Морской порт и Парусный центр — вот, по сути, и все, что может предложить город-курорт яхтсменам, точнее — не может, поскольку обе стоянки забиты до отказа. В свое время московское правительство грозилось развернуть в Сочи бурную деятельность по организации марин, но реальных результатов этих обещаний пока не видно.

"НЕДОСТРОИ"
СО СЧАСТЛИВЫМ КОНЦОМ

Вторым серьезным изменением на рынке недвижимости стало постепенное исчезновение столь многочисленных в городе "недостроев" — практически все они взяты обратно в работу. Единственная "стройка века", которая вряд ли обретет вторую молодость — здание на Театральной улице: в статусе "недостроя" этот жилой дом стоит с 1993 года, и не соответствует никаким современным СНиПам и нормам, так что его надо просто ломать.

Третий немаловажный фактор — существенное повышение качества представленных на рынке проектов. От былой робости не осталось и следа — нынешний уровень сочинских новостроек вполне сопоставим с московским. Чтобы понять это, достаточно хотя бы бегло познакомиться с такими проектами как 18-квартирный жилой комплекс клубного типа Dream House на ул. Рахманинова; расположенные рядом со знаменитым отелем Radisson SAS Lazyrnaya комплексы "Лазурный" на ул. Есауленко, "Идеал-House" на Курортном проспекте и стоящий в английском регулярном парке Royal Park; спроектированный при участии иностранных архитекторов жилой комплекс Sunny Hill на Невской ул.; состоящий из четырех 5-этажных домов комплекс "Каскад" на ул. Клубничной…

Соответственно, заметно выросла и средняя по городу цена квадратного метра жилья: в новостройках бизнес-класса она доходит уже до $2 500, а в элитных домах составляет от $3 000 до $8 500. К тому же, как отмечает Илья Арутюнов, в прошлом году прирост цен составил 15 – 20%, а только в марте нынешнего года — уже 5%. И все равно — выставленный на рынок интересный проект при разумной цене на жилье "уходит" буквально за 2 – 3 месяца. Основной спрос традиционно формируют москвичи и жители нефтяных и газовых регионов, а также ростовчане и кранодарцы.

Конечно, камнем преткновения для развития города были и остаются его крайне ограниченные территориальные возможности и, как следствие, высокая стоимость земли.

Особенно если учесть, что интересы большинства инвестиционно-строительных компаний сосредоточены, главным образом, на уже густо застроенных Центральном и Хостинском районах. Затем идет Адлерский район — в связке с Красной Поляной, и замыкает список Лазаревский район, расположенный довольно далеко от аэропорта. Лазаревский в данный момент рассматривается как "вариант отдаленной перспективы", хотя строительство идет и там.

По мнению генерального директора компании "РГС Недвижимость" Александра Попова, наивысший покупательский спрос в Сочи наблюдается в секторе новостроек бизнес- и экономического класса, которые несколько уступают в месторасположении и близости к морю элитным домам, однако более доступны по цене. Основной спрос, как считает Александр Попов, традиционно формируют москвичи и жители нефтяных и газовых регионов России. Впрочем, к ним стоит добавить также ростовчан и краснодарцев.

СВОБОДНЫХ НИШ БОЛЬШЕ НЕТ

Отдельного разговора заслуживает еще одна тема — строительство в Сочи коттеджных поселков. Долгое время эта ниша — по разным, в том числе и малопонятным причинам — оставалась практически незанятой. Претенденты на домик у моря вынуждены были довольствоваться результатами точечного нового строительства или "вторичкой", находящейся далеко не в идеальном состоянии. Однако теперь вниманию потенциальных покупателей предлагаются сразу несколько коттеджных поселков разного уровня — от экономкласса до элитных.

К примеру, среди наиболее интересных и недорогих вариантов — коттеджный городок "Сосновый бор", стоящий на юго-восточном склоне горы Бытха. Здесь на территории 2,2 га расположены 24 таунхауса, и всего в 300 метрах от городка — фуникулер, доставляющий жителей "Соснового бора" к морю.

Тем, кто ищет жилье "помажорнее" (ну и, стало быть, подороже), есть смысл обратить внимание на два поселка, находящихся в 7 км от центра Сочи, в Дагомысе — "Лазурный берег" и "Южное Галицино". Первый состоит из 21 двухэтажного коттеджа и имеет развитую систему собственной инфраструктуры, включающую паркинг, спортивную площадку, теннисный корт, бассейн, фитнес-центр, баню, общественный центр, ресторан. Собственно, примерно тот же инфраструктурный список относится и ко второму поселению — открытый бассейн с подогревом, спортивная площадка, гараж, зоны отдыха, площадки для барбекю…

У желающих есть возможность жить и на Курортном проспекте (бывшем проспекте им. Сталина) — главной сочинской трассе. В непосредственной близости от нее, на участке 1,4 га находится пансион "Русская Ривьера", который состоит из 8 клубных домов, построенных по индивидуальному проекту. Стоит отметить, что всего в 800 м от "Русской Ривьеры" — благоустроенный санаторный пляж, а в 5 минутах ходьбы — медицинский центр, оснащенный новейшим лечебно-диагностическим оборудованием.

Одним словом, ничего, если Сочи не станет Олимпийской столицей. Зато заметно приблизится к тому, чтобы заслуженно носить звание третьей, летней столицы России и превратиться в настоящий круглогодичный курорт. А услугами фристайл-центра и горнолыжного комплекса мы и сами с удовольствием воспользуемся.

Елена ПОЛОВЦЕВА

Источник: Дайджест Российской и Зарубежной недвижимости

Полка журналов 


№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017
№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017

№9 (116), НОЯБРЬ 2016
№9 (116), НОЯБРЬ 2016

№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016
№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016

Электронная версия журнала "Дайджест российской и зарубежной недвижимости"

 

Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152 Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152