РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБ ИЗДАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ КОНТАКТЫ ПАРТНЕРЫ Classified

Логин
Войти
Пароль
Забыли пароль?

Электронная версия справочника Кто Есть Кто
на рынке недвижимости

Посетите сайт справочника
"Кто Есть Кто и Что по Чём
на рынке недвижимости 2019"






Поиск

Частичная или полная перепечатка материалов журнала осуществляется только с разрешения редакции

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ: Картины любят статику

картины, искусство, произведение, картинаМария ПРИЛУЦКАЯ

художник-реставратор Государственного музея
изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

"Новый словарь русского языка" даёт крайне простое определение слову коллекционер - "собиратель коллекций". А ведь по большому счёту истинный коллекционер - это ещё и теоретик, и критик, и большой знаток. С этой точки зрения, как уверяют профессиональные художники и реставраторы, коллекционеров произведений искусства у нас в стране почти не осталось, а современные коллекции чаще представляют собой случайный набор картин или скульптур, тем или иным образом попавших в руки нынешних владельцев. Конечно, и "коллекционеры по случаю", наверное, обладают хотя бы минимальными знаниями о том, как хранить свои собрания, чтобы не нанести последним урона. Но благодаря то ли недостатку знаний, то ли пренебрежительному к ним отношению, нередко возникают проблемы - как разрешимые, так и, увы, гибель-ные для произведений искусства. А уж если коллекция находится в загородном особняке, отнестись к организации её "жизненного пространства" стоит с особой тщательностью.

Трудно однозначно утверждать, что картины хуже чувствуют себя в бетоне, чем в кирпиче или в дереве. И всё-таки мне кажется, что для строительства дома, в котором будет находиться коллекция, стоит выбирать натуральные материалы. Как бы странно это ни прозвучало, но: что лучше для людей, то лучше и для произведения искусства.

Вообще, основных правил хранения всего 3 или 4. Так что с одной стороны, для картин (особенно для картин, поскольку скульптуры куда более устойчивы по отношению к внешним факторам) нет необходимости создавать какие-то особые тепличные условия, но с другой стороны, ряд требований надо соблюдать неукоснительно.

Во-первых, необходимо, чтобы на картины не попадал яркий прямой солнечный свет. Особенно опасен он для графики и для ткани, которые просто выгорают под воздействием солнца. Да и в живописи начинают происходить всевозможные изменения красочного слоя: естественные минеральные пигменты могут повести себя самым непредсказуемым образом, не говоря уже про лаки, которые желтеют, мутнеют и выцветают. Точно сказать, что вот под таким-то углом свет падать может, а вот под таким-то - уже нет, нельзя. Но однозначно лучше, когда свет рассеянный, не лобовой, а идущий откуда-то сверху.

А вот строить для коллекции комнаты вовсе без окон не советую. В одном музее (сейчас уже не помню, в каком именно) картины как раз держали в хорошем запаснике, чистом, сухом, но без окон - то есть произведения просто поставили там, заперли и ушли. И когда зал открыли, то выяснилось, что на всех картинах произошло существенное изменение красок. Это я всё к тому, что свет должен быть обязательно, и желательно естественный. Что касается специальной искусственной подсветки, то 50 - 60-ваттной лампочки вполне достаточно (только чтобы она опять же не была впрямую направлена на картину). Но в принципе годится и обычная люстра или торшер.

Во-вторых, абсолютно все произведения искусства очень страдают от серьёзных перепадов температуры и влажности: металл начинает ржаветь, дерево рассыхаться, холсты картин провисать, графика коробиться и т. д. Конечно, нельзя отменить переходы от весны к лету, от влажной осени к зиме с работающими батареями и, соответственно, сухостью воздуха, - переходы эти заметны даже в музеях. Но перепады влажности и температуры должны быть мягкими, чему могут способствовать, например, системы климат-контроля. А вообще, сейчас есть замечательные электронные приборы, фиксирующие температуру и влажность, - имеет смысл поставить несколько таких по дому. Но очень важно, чтобы загородный особняк, в котором хранится коллекция, был круглогодично обитаем: если вы живёте за городом только летом, а на осень и зиму закрываете дом и уезжаете, выключая электричество и отопление, считайте, что свои картины и скульптуры вы обрекаете на верную смерть.

Оптимальная для живописи температура хранения - +19 - 21°С, а идеальная влажность - 50 - 55%. Но это очень много: ни в квартире, ни в загородном доме люди при такой влажности постоянно жить не смогут. То есть смогут, конечно, но с большим трудом. Поэтому нормальным будет показатель и в районе 30%. В принципе, произведения привыкают к определённому состоянию внешней среды. Например, у нас в отделе реставрации очень низкая влажность - около 21%, и ничего, картины живут. Главное, повторю, чтобы не было резких перепадов; если в доме даже 20-процентная влажность, но она постоянная, или переход от 20% к 40 - 50% медленный, поэтапный, ничего страшного.

В-третьих, необходимо следить, чтобы в доме не было сквозняков: для прикладного искусства, выполненного в камне или металле, это не слишком важно, но для живописи или фарфора - принципиально. Как правило, графика "живёт" в окантовке со стеклом, поэтому на неё сквозняки влияют несильно, а вот живопись дико страдает от веющих вокруг ветерков: в ней начинаются какие-то внутренние процессы - гуляет основа, двигается холст, высыхают связующие элементы, может пойти кракелюр (трещины красочного слоя на картинах, фарфоре или эмали) или образоваться провисание холста. Словом, сквозняки ужасно вредны.

А вот свежий воздух - это нормально, поэтому держать постоянно закрытыми окна ни к чему. Следить необходимо только за тем, чтобы на картины не попадали прямые брызги, от которых страдает верхняя плёнка лака, и могут появиться побеления.

Я уже несколько раз повторила словосочетание "картина привыкает". Значит ли это, что перевешивать картины "не есть хорошо"? Безусловно. В идеале для живописи надо найти место, которое она будет занимать практически пожизненно, и тогда ни сквозняки, ни влажность, ни сухость не будут для неё трагедией. Поделюсь свежими впечатлениями: у нас в музее недавно произошла очень крупная перевеска картин - из основного здания в Музей частных коллекций перевезли импрессионистов. И картины среагировали мгновенно - тут же поднялся каркелюр! То же самое недавно случилось после другой глобальной перевески, когда вещи из коллекции итальянского искусства XIII - XVII вв. просто переместили из одного зала в другой, соседний. Потому что висели они в одном зале лет 30 или 40 и привыкли, хотя условия были далеко не идеальными. А в новом помещении хоть что-то, пусть даже и лучше, но по-другому.

Вещь - не только живопись, но и графика, и дерево, и железо, и всё на свете - стабилизируется. Для этого должен пройти год-другой, и потом произведение искусства может 150 лет прожить на одном и том же месте, вроде и не совсем для него подходящем, и находиться в идеальном состоянии. Поэтому коллекционер спокойно может покупать дом, скажем, стоящий близко к воде. Самый очевидный из подтверждающих это примеров, - Венеция: жуткий климат, дикая сырость, страшные грибки... А всякие Веронезе и Тицианы прекрасно висят столетиями! Думаю, если их перевезти на континент, в какую-нибудь засушливую горную местность, они там погибнут сразу. Ну не погибнут, но заболеют очень серьёзно.

Ещё хочу по ходу разговора отметить, что к вещам, написанным современными художниками, и особенно художниками начала XX века, да и вообще всего XX века, надо относиться с особой осторожностью, потому что они подвержены гораздо большим разрушениям, чем картины старых мастеров. В прежнее время, даже в недалёком по меркам искусства XIX веке, жёстко соблюдались определённые технологические каноны. Но лет за 5 - 10 до революции начались всевозможные живописные эксперименты, коснувшиеся прежде всего области авангардного искусства: темпера смешивалась с маслом, изобретались какие-то новые клеевые грунты, иногда картина создавалась вообще без грунта... Чего только не придумывали. Как результат - произведения стали более хрупкими, поэтому их надо по возможности избавлять от всех внешних воздействий: никаких сквозняков, никаких перепадов температур и т. д. Желательно вообще на них не дышать.

Во многих загородных домах сегодня есть камины. Близкое соседство с ними не очень положительно для картин. Во-первых, из-за копоти, во-вторых, из-за жара, куда более активного, чем от батареи, - иногда происходят разрывы красочного слоя, а если жар особо сильный, то и вздувания краски. Так что ближе, чем 1-1,5 м к камину, картины размещать не стоит. Однако над камином можно: вспомним английскую традицию, там ведь всегда над очагом что-нибудь висит, потому что "над" жар не столь заметен, как "около". На произведения прикладного искусства тепло особо не влияет, но копоть дают даже самые современные конструкции каминов - это надо иметь в виду.

Ещё один немаловажный момент: я бы не советовала перевозить картины в дом, который только-только построен. Лучше дать самому дому пожить, осесть, а главное - просохнуть. Не дай бог, если в месте, где висит картина, сырые стены: наверняка появится грибок - и это ужасно. Примеров, когда на реставрацию приносят картины с грибком или с рамами, испорченными короедами и древесными жуками, сколько угодно. Конечно, грибок лечится, но правильнее обойтись превентивными мерами. К тому же, если грибок вовремя не заметить, он начинает съедать холст, основу, грунт встаёт, появляются каркелюры и осыпи. Сама стена, положим, уже высохла, но картина-то успела заболеть.

При этом мастики для полов, средства для полировки мебели и прочие химические составы на висящие или стоящие рядом произведения искусства, в общем-то, не влияют. Повторю: что хорошо для человека, то хорошо и для картин и скульптур. И если человек может находиться в доме с натёртыми полами и не умирать при этом от головной боли, значит, сможет и картина. Объём воздуха и высота потолков в комнате, где находится коллекция, также не имеют значения для хранения произведений, разве что для их восприятия. Если потолок - 3 м, а размер картины - 1,5 х 2 м, то человек будет неуютно чувствовать себя рядом с такой огромной вещью.

картины, искусство, произведение, картинаПо опыту могу сказать, что основная проблема, с которой сталкиваются владельцы, чьи коллекции хранятся в домашних условиях, городских или загородных, - прорывы холста. Вещи падают со стенок, их задевают стульями, словом, прорывы бывают постоянно, что вполне естественно. А вот почти специфически загородная проблема - воздействие на произведения искусства различных насекомых. Скажем, один из самых грозных врагов живописи - мушиный засид: следы, оставленные мухами, прожигают картины аж до основы, до холста или до грунта. Поэтому очень хорошо, когда картины, помимо рам, одевают ещё и в небликующее стекло: его вариаций сейчас великое множество, и картина от наличия "стеклянной защиты" не теряет совершенно ничего. А с оборота - с целью защиты от паучков, личинок и прочей живности - лучше наглухо закрыть картину пенокартоном или гофрой, которая дышит и пропускает воздух, но не паразитов. К сожалению, очень часто на реставрацию приносят вещи неплохие, но в течение многих советских лет хранившиеся на дачах или чердаках в качестве вполне ненужного хлама, - и у этих вещей за подрамником иногда живёт такое! Птичий помёт, остатки личинок, гусеницы... Страшно делается. Для загорода эта беда особенно актуальна: ведь вроде в доме всё чисто и хорошо, а за подрамник каждый день заглядывать не будешь.

Ещё один момент, который зависит уже не от того, где именно хранятся произведения, а от того, как к ним относятся их хозяева. Страшнее всего, когда владелец картины или скульптуры, если с его вещью что-то случилось, начинает самостоятельно заниматься реставрацией. Хуже ничего придумать нельзя, и нередко такая самостоятельность делает процесс необратимым. Да, у каждого реставратора в Москве свои расценки, но ведь и у каждой вещи свой специфический комплекс проблем - и самостоятельность тут совсем ни к чему.

И последнее: в музейной практике, когда произведения перевозятся, например, на выставку (что в принципе аналогично их переезду из квартиры в загородный дом), вещи, особенно картины и деревянные скульптуры, не распаковывают сразу, а дают сутки отстояться. Почему? Видимо, все уже поняли: для произведений искусства привычка - иногда не вторая, а первая натура.

Мария ПРИЛУЦКАЯ
ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | май 2008 | № 5 (34) | http://www.d-n.ru/
Источник: Дайджест Российской и Зарубежной недвижимости

Полка журналов 


№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017
№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017

№9 (116), НОЯБРЬ 2016
№9 (116), НОЯБРЬ 2016

№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016
№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016

Электронная версия журнала "Дайджест российской и зарубежной недвижимости"

 

Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152 Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152