РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБ ИЗДАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ КОНТАКТЫ ПАРТНЕРЫ Classified

Логин
Войти
Пароль
Забыли пароль?

Электронная версия справочника Кто Есть Кто
на рынке недвижимости

Посетите сайт справочника
"Кто Есть Кто и Что по Чём
на рынке недвижимости 2019"

pedant-ekaterinburg.ru




Поиск

Частичная или полная перепечатка материалов журнала осуществляется только с разрешения редакции

ИСПАНИЯ
Мурсия, которая никому не завидует

ИСПАНИЯ, Мурсия, Puerto MaderoДо того, как стать певцом, Хулио Иглесиас был вратарем молодежного состава мадридского "Реала". Тяжелейшая автокатастрофа не просто закрыла ему дорогу в большой спорт — долгое время будущий обладатель 77 альбомов и единственного бриллиантового диска просто не мог ходить. Вылечили его в одном из санаториев на побережье Малого моря (Mar Menor) в испанской провинции Мурсия. С тех пор Иглесиас при каждом удобном случае вспоминает Мурсию добрым словом — и не исключено, что некоторые из многочисленных иностранцев, обосновавшихся на побережье Малого моря, вблизи Картахены, Агиласа или Сан Хавьера, сделали выбор исключительного под влиянием своего кумира.

Есть заграница, которую грубо, но можно разделить на "нравится — не нравится". Или — на "понятно — не понятно". Испания из тех стран, которые стоит принимать не деля, целиком — с этим внешне, а главное внутренне неторопливым ритмом жизни испанцев, с этой их забавной привычкой целоваться с едва знакомыми людьми, с ужасной манерой игнорировать неудобные вопросы или просто, повернувшись спиной, обрывать неприятный разговор, со странной традицией принимать "для желудка" крепкий напиток орухо после того, как выпито и съедено все, включая кофе и десерт… Приняв Испанию такой, какая она есть, ее можно полюбить. А полюбив — чувствовать себя здесь… нет, не обольщайтесь, никогда — хозяином, но вполне — желанным и уважаемым гостем.

TERRA INCOGNITO, ОТКРЫВАЮЩАЯ САМА СЕБЯ

О том, что помимо Валенсийского Сообщества и Каталонии в Испании есть регион Мурсия, расположенный рядом с Валенсией, Арагоном, Кастилией и Андалусией и имеющий выход к Средиземному морю, россияне узнали буквально пару лет назад (подробнее об этом см. ДН №2(12) за 2006 г.). Собственно, и сама Мурсия немногим раньше осознала, что, пожалуй, не зря называется "последним большим сокровищем Европы", а потому имеет все шансы превратиться из "европейского огорода" в одну из самых интересных стройплощадок Старого Света. И процесс перерождения тутового шелкопряда в роскошного махаона начался.

Сегодня в Мурсии — самой маленькой провинции Испании — ежегодно вводится в строй до 40 000 единиц жилья, находится в разработке множество проектов, в том числе и проекты организации более 40 гольф-полей, а в общем объеме ВВП региона на долю строительства приходится 11%. Поэтому если раньше так называемые торговые миссии Мурсии (проще говоря — организованный выезд представителей мурсийского бизнеса за рубеж, в том числе и в Россию) были связаны с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, обувным и мебельным производством, то теперь все чаще — со сферой недвижимости.

"Разве Валенсия теперь Испания? Там же все заселено иностранцами!" — это из разговора с одним из мурсийских застройщиков. Ошибки и просчеты соседей-конкурентов — или, по крайней мере, то, что в Мурсии считают ошибками и просчетами — постарались учесть. Еще в 2001 году был разработан стратегический план развития региона, суть которого сводится к двум вещам: во-первых, не допустить "переуплотнения" в зонах строительства жилья для отпусков (того самого, что предназначено для продажи иностранцам), а во-вторых, максимально защитить свое побережье и пляжи от наступления стройиндустрии. Удалось, кажется, лишь отчасти: окраинные районы Мурсии — одноименной столицы провинции, наиболее раскрученное на мировом туристическом рынке побережье Малого моря (прежде всего — район La Manga del Mar Menor) в последние 2 года застраиваются бешеными темпами, воюя с природой не просто активно — агрессивно. В то же время, где как ни в Мурсии еще можно найти упоительной красоты горные или прибрежные участки, на которые, кажется, и нога краеведа не ступала, не то что нога инвестора или застройщика.

А вот чему действительно приходится удивляться, так это ситуации, сложившейся в Мурсии с иностранцами: по словам представителей работающих в провинции строительных компаний, из 40 000 ежегодных единиц жилья не более 7 000 – 8 000 (то есть не более пятой части) уходит в руки зарубежных граждан, остальное достается своим. Для сравнения: последние отчеты службы исследований BBVA утверждают, что в Аликанте иностранцами приобретается 3 из 10 единиц жилья на побережье, а в Валенсии — более половины всех новостроек.

Впрочем, что значит удивляться? Мурсия только-только вступила в борьбу за зарубежного покупателя. Тот, в свою очередь, только-только начинает смотреть на регион не как на сугубо туристический, а как на возможное место расположения своего second или даже first home. Схватку с Аликанте, Малагой, Альмерией, Каталонией, Майоркой Мурсии выдерживать не просто, но конкурентные преимущества у нее есть. Во-первых, это все еще относительно низкие цены на земельные участки и объекты недвижимости (то, что в районе Малого моря можно приобрести за 150 000 – 200 000 €, где-нибудь на Коста Брава или Коста дель Соль уже стоит не меньше 300 000 €). Во-вторых, это завидная по сравнению с остальными регионами Испании динамика роста цен: единства среди мурсийских инвесторов и застройщиков нет (одни, рассуждая о ежегодном ценовом приросте, говорят о 10 – 12%, другие — о 20 – 25%), но даже если взять средние 15 – 18%, это очень много для общеиспанского рынка в нынешнем его "состоянии торможения". В-третьих, растущее буквально от месяца к месяцу богатство и разнообразие предложений — на побережье или во внутренних районах провинции, на равнине или в горах, апартаменты или виллы, в составе гольф-комплекса или в непосредственной близости от него.

Конечно, находясь в начале пути, инвестиционно-строительные компании Мурсии не слишком озабочены поиском нестандартных вариантов, и чаще в качестве "потребительского манка" используют либо то, что дано самой природой (изумрудную красоту моря или целебную привлекательность гор), либо то, что неоднократно проверено временем (гольф-поля, к примеру). Здесь, на побережье Средиземного моря нет ни одного проекта, напрямую привязанного к яхт-клубу (да и самих яхт-клубов будет много лишь в перспективе, пока же — только скромные яхт-стоянки); здесь, где лошадь — чуть ли не национальный символ, никто не задумывается о строительстве поло-клубов. Список можно продолжить.

Наверно, когда местный рынок недвижимости станет постарше, поопытнее и поспокойнее, появится и все это, и многое другое. (Не случайно над некоторыми проектами в Мурсии работает не кто-нибудь, а архитекторы испанской Мекки гламурной жизни — Марбельи).

Но пока выставленные на продажу объекты и так раскупаются, будто горячие пирожки. И сами испанцы, уже вкусившие радость и выгоду инвестиций в страны Южной Америки, все чаще обращают взор на Мурсию: зачем далеко ходить, когда все требуемое — под боком.

РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА

"Россия не входит для нас в число приоритетных стран", — это тоже фрагмент из мурсийских разговоров. И это чистая правда: ни для Мурсии, ни для какого-либо другого региона Испании россияне — не №1. Пальму первенства среди иностранных владельцев испанского, в частности мурсийского жилья прочно удерживают англичане.

Сколько бы ни говорили о внимании к региону скандинавов, немцев, французов, японцев с американцами, маленький аэропорт в городе Сан Хавьер или значительно больший в Аликанте все равно напоминают терминал внутренних рейсов Хитроу: кругом — одна английская речь. А ссылки мурсийских застройщиков на "большое присутствие русских" вообще выглядят не более чем лукавым желанием сделать комплимент.

Причем, подавляющее большинство этих самых англичан — люди пенсионного возраста; при взгляде на них на ум невольно приходит фраза одного из героев Джона Гришема, произнесенная, правда, по поводу островов Карибского моря: "Туда хорошо приезжать время от времени, но уж слишком много там стариков". Впрочем, россияне, зажатые в тиски шенгенских правил, и могут приезжать в Испанию время от времени — не более, чем на 90 дней в течение 6 месяцев. Глубину сожалений литературного персонажа нам не понять.

Опыта работы с русскими инвесторами и риэлторами в Мурсии тоже пока не имеют, и страшно удивляются вопросам, которые уже совершенно понятны, например, туркам: "Какова будет скидка, если мы приобретем не один-два дома в комплексе, а половину или весь проект целиком?", "Почему данный объект называется "морским", хотя до береговой линии отсюда — несколько километров?", "Разве правильно застройщику работать с риэлторами не по фиксированной ставке комиссионных (скажем, 10%), а снижать процент при увеличении стоимости "разово" проданной посредником недвижимости?". Активное предложение домов возле гольф-полей (а разве это не является важным плюсом для России?), недоумение по поводу придирок к строительным материалам (а зачем при возведении дома для отдыха использовать что-то дорогое?), явное непонимание вопросов о близости моря (так всего 4 км — разве не у воды?) — это все тоже от незнания ни реалий российского рынка, ни капризности российского покупателя.

Но главный вопрос в другом — хорошо ли, что Мурсия не ориентирована на нас? Кому как, но многим — хорошо. Одни, приобретая дом в Испании, рассчитывают чувствовать себя там как в Сочи, или более того — как в Москве, божественной волей перенесенной на черноморский берег. Но теперь все чаще появляются другие, для которых жизнь в "русской колонии" не имеет особой ценности. Собственно, строительная и архитектурная "крутизна" жилья, наличие в равной удаленности пляжа, банка и казино, "топовое" окружение, состоящее из звезд, звездочек и огонечков всех калибров — это все тоже не для них.

И тогда для них — Мурсия с ее спокойствием и патриархальностью, с ее тягучим временем и умиротворяющим шелестом ветра, с ее отсутствием стремления затмить собой Ниццу и четким осознанием ненужности подобных попыток. Для них — та Испания, где они будут не осознавать даже, а ощущать всю прелесть своей принадлежности к среднему классу, на котором во многом и держится мир.

ПРОЕТЫ В РАМКАХ И ЗА РАМКАМИ

Наиболее обжитая и застроенная часть Мурсии протянулась вдоль моря от Картахены до Сан Педро дель Пинатар (именно здесь находится Малое море, являющееся изюминкой Коста Калида — "Жаркого побережья"). А самым развивающимся районом считается территория, идущая по берегу в другую сторону — от Картахены до Агиласа. В этих районах расположено большинство предлагающихся сейчас к продаже объектов недвижимости.

Как уже понятно, условно их можно разделить на два вида. К первому относятся проекты, главный плюс которых — близость к морю (не относительная, а самая настоящая). Puerto Marina, Pueblo Salado, Aguamarina и многие другие проекты — из этого списка. Можно найти дуплексы по цене 259 000 €, апартаменты по цене 145 000 €, виллы по цене 220 000 €; можно приобрести недвижимость там, где продажи только-только начинаются (тогда все будет дешевле), или там, где строительство уже вовсю идет и большая часть жилья продана (тогда, ясное дело, дороже).

Схема оплаты всегда примерно одинакова: для "резервирования" за собой объекта необходимо внести сумму от 3 000 € до 6 000 €, потом заплатить 15% от общей стоимости, примерно через полгода — еще 15%. А на остальное можно взять ипотечный кредит на весьма льготных условиях (тут важно отметить, что у многих застройщиков налажены тесные контакты с банками).

Преимуществом второго вида недвижимости является ее близость к гольф-комплексам или непосредственное вхождение в их состав. Опять же, это для россиян гольф по-прежнему остается игрой избранных, а в США и Европе он давно перешагнул некогда существовавшие классовые границы и отправился в народ. Sucina Golf & Country Club, Trampolin Hills Golf Resort — это из второй части мурсийских предложений. Конечно, есть и такие комплексы, как, например, La Perla del Mar Menor, стоящий и на первой линии пляжей, и между двух гольф-полей.

За рамки "справа море, слева гольф" (с робким добавлением спортивной и развлекательной инфраструктуры) нынешние строительные проекты Мурсии выходят редко. Но выходят: так, скажем, в сентябре неподалеку от города Корвера, морского берега и нового же гольф-курорта начнется возведение водолечебницы. На участке площадью 60 000 м2 появятся виллы, бунгало и апартаменты, обитателям которых будут предложены разнообразные медицинские и SPA процедуры, диетологические и физиотерапевтические программы и т.д. На начальном этапе недвижимость здесь не будет слишком уж дорогой (140 000 – 150 000 € — апартаменты, 160 000 – 180 000 € — бунгало), к тому же, впоследствии жилье можно будет без особых проблем сдавать в аренду.

Немаловажно, что сейчас вблизи Корверы строится первый частный аэропорт международного уровня, на который наверняка переориентируется часть самолетов, прилетающих в Сан Хавьер и Аликанте. По плану аэропорт предполагается ввести в строй в 2007 – 2008 г.г. Путь из него до города Мурсия будет занимать 10 минут, до Малого моря — 20. Вскоре начнет курсировать и высокоскоростной поезд — его основной путь проходит по маршруту Мадрид-Барселона, но на Мурсию будет сделана ветка. Все это добавит региону привлекательности.

Хотя Мурсия, как признаются ее жители, и сейчас никому не завидует: пусть победные трубы гремят над Валенсией, Каталонией, Страной басков, Мадридом — у Мурсии своя музыка. Может пока и чуть тише, чем у других, зато имеющая неповторимое звучание и преданных поклонников.


Автор благодарит Торгово-промышленную палату г. Картахена и Торговое представительство Мурсии в России за организацию поездки в Мурсию..

ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | июль-август 2006 | № 6 (16) | http://www.d-n.ru/

Валерия МОЗГАНОВА
Источник: Дайджест Российской и Зарубежной недвижимости

Полка журналов 


№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017
№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017

№9 (116), НОЯБРЬ 2016
№9 (116), НОЯБРЬ 2016

№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016
№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016

Электронная версия журнала "Дайджест российской и зарубежной недвижимости"

 

Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152 Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152