РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБ ИЗДАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ КОНТАКТЫ ПАРТНЕРЫ Classified

Логин
Войти
Пароль
Забыли пароль?

Электронная версия справочника Кто Есть Кто
на рынке недвижимости

Посетите сайт справочника
"Кто Есть Кто и Что по Чём
на рынке недвижимости 2019"






Поиск

Частичная или полная перепечатка материалов журнала осуществляется только с разрешения редакции

БОЛГАРИЯ -- Работа на отдых

Взаимосвязь между туристическим рынком и рынком недвижимости общеизвестна. Статистика гласит, что подавляющее большинство иностранцев, покупающих квартиры и дома в той или иной стране, впервые приезжают туда в качестве туристов. К сожалению, в сфере крупных инвестиций такой прямой зависимости не прослеживается, а жаль... Если бы потенциальные инвесторы, предположим из России, в массовом порядке поехали на отдых в Болгарию, они бы быстро разобрались, во что сегодня надо вкладывать деньги на территории нового члена ЕС. И начали бы выступать на болгарском рынке в роли лидеров, а не догоняющих.

Первыми значимыми инвесторами, вложения которых в туристическую отрасль страны оказали серьезное влияние на ее развитие, для Болгарии стали немцы. Почти сразу после распада соцлагеря крупнейшие туристические компании Германии вроде TUI и ITS начали играть для болгарских курортов роль "благодетелей №1". Сумма кредитов, выдаваемых расположенным на Солнечном берегу или Золотых Песках отелям и предназначенных для их полной реконструкции, рассчитывалась всеми германскими инвесторами примерно одинаково — € 3 000 на "койку". Однако зачетные схемы были у каждого свои: ITS, к примеру, сначала требовала от отеля цели- ком отработать полученный кредит путем предоставления соответствующих услуг ее клиентам и только потом начинала платить деньги за турпакеты; TUI поступала гуманнее, беря себе в качестве погашения кредита только половину ежемесячного отельного до- хода. Сейчас взятые тогда кредиты полностью выплачены, и отелей, под завязку забитых клиентами фирм-кредиторов и потому закрытых для гостей со стороны, практически не осталось. Зато осталась благодарная память о немецких компаниях, которые пер- выми рискнули поставить на Болгарию — и не проиграли.

Вслед за морскими внимание инвесторов начали привлекать и горнолыжные курорты Болгарии. Правда, не все. Находящийся в 20 км от Софии самый высокогорный зимний курорт страны Витоша до сих пор "сидит" на голодном инвестиционном пайке. Однако в знаменитые Пампорово, Боровец и особенно Банско, который авторитетный германский еженедельник Die Zeit назвал в прошлом году самым значимым зимним курортом Восточной Европы, и внутренние, и зарубежные деньги потекли весьма активно. В итоге сегодня, к примеру, общий объем вложений в отельную сферу в Банско давно перевалил за € 150 млн, а создание огромной единой туристической зоны Разлог-Банско с десятками горнолыжных трасс и туристических тропинок, несколькими SPA-центрами (на базе минеральной воды "Катарино") и собственным гольф-полем наверняка сделает эти места еще более притягательными для инвесторов.

Однако не море и не горы, точнее, не море и не горы в "чистом" виде являются сегодня главной точкой инвестиционного при- тяжения в Болгарии. Бальнеология — вот та сфера, на которую сами болгары делают особый упор и которую продвигают на мировом инвестиционном рынке, прилагая для этого титанические усилия.

Болгария является одним из европейских лидеров по числу расположенных на ее территории минеральных источников, однако в области развития бальнеологической структуры сильно отстает от Германии, Швейцарии, Франции, Италии. По словам председателя Национальной Ассоциации по бальнеологии и туризму Болгарии Цвети Милановой, на сегодняшний день используется не более 30% источников, остальные же находятся в состоянии инвестиционного ожидания. И это при том, что источники разбросаны в прямом смысле слова по всей стране, многие из них являются уникальными по составу и температуре воды, и инвестиционные затраты, при грамотном маркетинге и хорошей PR-кампании, можно окупить буквально за 3 – 4 года, а если проект особенно удачен, то и за пару лет.

В рамках Национальной Ассоциации по бальнеологии и туризму даже создан специальный отдел, главная и, по сути, единственная задача которого — пропагандировать болгарскую бальнеологию в мире и привлекать в эту сферу зарубежные инвестиции. В частности, на руках у сотрудников отдела находится полный список всех минеральных источников страны; каждому, всерьез заинтересовавшемуся инвестору, будет предоставлен и этот список, и подробная характеристика конкретной воды, и описание состояния прилегающей к источнику инфраструктуры. Более того, по закону любой источник должен иметь сертификат, подписанный министром здравоохранения Болгарии. И научно-исследовательский институт, так же входящий в состав Ассоциации, избавляя инвестора от хлопот, самостоятельно готовит полный пакет документов для предоставления в Министерство.

Одно из важных направлений деятельности Ассоциации — организация деловых поездок для инвесторов той или иной страны. Сейчас, как уверяет Цвети Миланова, они готовы организовать аналогичную поездку и для представителей России, учитывая, что предыдущий опыт с французами и британцами оказался положительным. Запланированный на осень российско-болгарский экономический форум, который состоится в Софии, так же во многом будет посвящен обсуждению инвестиционных перспектив бальнеологической отрасли. Так что если потенциальные инвесторы не ездят в Болгарию отдыхать, то могут поехать поработать — с выгодой для обеих сторон.



Много ли российских граждан проживает сегодня в Софии? Велик ли интерес инвесторов из России к столице Болгарии? На вопросы ДН отвечает вице-мэр г. Софии Йорданка ФАНДЬІКОВА.

Много ли российских граждан проживает сегодня в столице Болгарии? И есть ли в Софии районы, которые можно назвать местами компактного проживания россиян?

— Связи Болгарии с Россией традиционные и очень тесные. Наши народы близки во многих отношениях, в том числе и в быту, в культуре, обычаях и менталитете, что дает возможность болгарам и русским быстро адаптироваться и чувствовать себя комфортабельно, соответственно, в России и в Болгарии.

В Болгарии в целом и в Софии в частности уже долгие годы проживает немало российских граждан. Не берусь назвать точную цифру, но их и в самом деле много. В подавляющем своем большинстве это супруги болгарских специалистов, которые работали в бывшем Советском Союзе, болгарских студентов, которые учились в Москве или других городах. В болгарской столице нет специальных районов, где проживают российские граждане — они, повторю, действительно очень быстро адаптируются к нашей действительности и чувствуют себя одинаково спокойно и уютно и в Болгарии, и в России. Чаще всего именно они являются членами организаций, которые оказывают поддержку развитию сотрудничества между нашими странами.

Я бы хотела подчеркнуть, что такие организации — исключительно полезные партнеры в нашем стремлении сделать более интенсивными и энергично работающими деловые и культурные связи между Софией и Москвой. Таким, в частности, является Форум "Болгария- Россия", который оказал содействие при организации партнерства Софии и Московской международной туристической ярмарки MITF-2007. Мы работаем интенсивно также и с Российским культурно-информационным центром в Болгарии. Особенно высоко ценим свое сотрудничество с представительством правительства Москвы в Софии, которое существует уже свыше 10 лет. Дом Москвы находится в одном из живописнейших районов болгарской столицы, но ценнее, что там работают энтузиасты, энергичные люди, с которыми мы думаем одинаково.

Велик ли интерес к Софии со стороны российских инвесторов? Можно ли назвать их присутствие значительным? И во что, в основном, вкладываются российские предприниматели?

— Все еще нельзя говорить, что серьезный интерес со стороны российских инвесторов — факт. Пока что таковой проявляется, скорее всего, к морским и горным курортам. Может быть, одна из причин этого — недостаточная информация о возможностях Софии, которой располагают российские инвесторы. Я имею в виду информацию, связанную с развитием горного, культурно-исторического, бальнео-туризма и т. п., а также связанную с инвестициями в недвижимость, в частности — в бальнеоцентры. Мы готовим бизнес-форум, который состоится осенью этого года; его цель — наладить и развить контакты между болгарскими и российскими представителями малого и среднего бизнеса, а также представить разнообразные возможности нашей столицы в этом направлении.

Заинтересована ли администрация Софии в привлечении российских инвестиций в сферу строительства? В своей презентации во время туристической ярмарки в Москве вы упомянули, что София располагает 40 минеральными источниками...

— Да, в нашей столице и ее окрестностях находится свыше 40 минеральных источников, и этот факт предопределяет пер- спективное развитие в турбизнесе именно бальнеологического направления. Верно и другое — этот сектор все еще не развит в достаточной мере. На данный момент существуют всего несколько SPA-центров, и этого крайне недостаточно. Мы будем рады иностранному инвесторскому интересу к данной области, в том числе и со стороны российских инвесторов. Мы с одинаковым вниманием и радушием встречаем всех иностранных инвесторов, и наше единственное условие — чтобы они соблюдали болгарское законодательство.

Каковы самые интересные проекты, уже реализованные в Софии с российским участием?

— На данном этапе мне трудно сказать, какие из интересных совместных проектов реализованы. Недавно был открыт и начал работу Информационный центр бизнеса и недвижимости при Доме Москвы в Софии, и я надеюсь, что он будет способствовать установлению контактов, открытию серьезных возможностей и перспектив для интересных и важных совместных проектов.

 


Как изменились и изменились ли российско–болгарские туристические взаимоотношения после вступления Болгарии в ЕС? Чего ждут болгары от наступающего сезона? На вопросы ДН отвечает председатель Государственного агентства по туризму Республики Болгария Анелия КРУШКОВА.

 

По вашим оценкам, в последние годы растет ли число российских туристов, приезжающих в Болгарию?

— В последние годы налицо последовательный рост притока российских туристов в Болгарию — в 2006 году увеличение составило 26% по сравнению с предыдущим, 2005 годом. Это, безусловно, радует, особенно если учесть, что тенденция сохраняется: в 2007 году мы также ждем увеличения — в размере от 26% до 30%. Мы всегда рады россиянам, и прилагаем немало усилий, чтобы русские туристы остались довольны.

Сегодня Болгария — член ЕС, и ЕС — это можно утверждать наверняка — ставит новые и крайне серьезные требования перед нашей страной, поскольку 80% туристов, посещающих Болгарию — жители ЕС. Это накладывает на нас серьезные обязательства. Членство в ЕС имеет свои преимущества, но подчас и недостатки. Например, условным недостатком я назвала бы тот факт, что наше законодательство следовало синхронизировать с европейским, и для граждан другого, нееэсовского ряда стран большим недостатком является обязательное оформление виз, отменить которые мы не можем никоим образом.

Россияне по-прежнему отдают предпо- чтение поездкам на море?

— Действительно, Болгария в России традиционно известна, прежде всего, своими черноморскими курортами. Но в последние годы наши горнолыжные курорты и прочие зимние "удовольствия" тоже производят сильное впечатление на российском рынке. Наше намерение — представить Болгарию в самом выгодном свете как "страну четырех сезонов", способную предложить круглогодичный отдых.

К примеру, в нашей стране насчитывается около 8 000 минеральных источников, 46 из которых расположены в Софии и её окрестностях. Это серьезный, мощный потенциал, это направление, которое сейчас развивается бурными темпами.

Бальнеология, создание лечебно-туристических центров на базе минеральных источников — одно из приоритетных болгарских направлений, и наш журнал несколько раз подробно писал об этом. А российские инвесторы активно обращаются к вам для того, чтобы содействовать развитию бальнеологии?

— В последние годы участие российских инвесторов в болгарской экономике очень серьезно, что, разумеется, положительное явление. Их интерес, я думаю, отчасти обусловлен традиционно существующей близостью между нашими народами — я имею в виду близость нравов, духовного мира, быта, культуры, религии. Конечно же, мы всячески приветствуем российские инвестиции во всех областях, в том числе и в туризме. В последние годы мы для себя отмечаем новое модное веяние — покупка апарт-хаусов, то есть своеобразных квартир в организованных поселках очень высокого уровня комфорта, где люди могут проживать месяцами. Это направление инвестиций на болгарском туристическом рынке является сегодня не менее привлекательным, чем серьезные вложения в отельный бизнес.

Могут ли российские инвесторы, серьезно заинтересованные во вложениях в туристический бизнес Болгарии, напрямую обращаться в ваше агентство?

— Нет, у нас категорически отсутствует любая форма воздействия на движение финансов в туристической области. Следует заметить, что в Болгарии около 98%(!) туристического бизнеса находится в частных руках, и по сути все сводится к возможности физического или юридического лица успешно оперировать инвестициями. Наша же задача — представлять Болгарию как привлекательное направление и в принципе привлекать внимание зарубежных туристов и инвесторов к стране. А уж чем конкретно человек заинтересуется, куда захочет вложить свои средства — это, в общем-то, вопрос конкуренции.

Валерия МОЗГАНОВА
ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | июнь 2007 | № 6 (25) | http://www.d-n.ru/
Источник: Дайджест Российской и Зарубежной недвижимости

Полка журналов 


№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017
№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017

№9 (116), НОЯБРЬ 2016
№9 (116), НОЯБРЬ 2016

№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016
№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016

Электронная версия журнала "Дайджест российской и зарубежной недвижимости"

 

Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152 Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152