РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБ ИЗДАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ КОНТАКТЫ ПАРТНЕРЫ Classified

Логин
Войти
Пароль
Забыли пароль?

Электронная версия справочника Кто Есть Кто
на рынке недвижимости

Посетите сайт справочника
"Кто Есть Кто и Что по Чём
на рынке недвижимости 2019"






Поиск

Частичная или полная перепечатка материалов журнала осуществляется только с разрешения редакции

МАШИНА ВРЕМЕНИ По дороге в Петербург

Многие из нас со школьной скамьи помнят историю о роли царя Николая Первого впроектировании железной дороги Петербург-Москва. Поддержав проект профессоров Мельникова и Крафта, предусматривавший кратчайшее направление, царь, якобы, взял линейку и прочертил по ней на карте будущую магистраль. Она была прямой, как стрела, и только в одном месте линия дала извилину, обведя палец, прижимавший линейку. Если этот случай был в действительности, то произошел он в 1841 году. Дорога же была открыта для движения в 1851 году, а 1 сентября 1853 года по ней прошел первый скоростной поезд, преодолевший расстояние между столицами всего за 12 часов.

Но железная дорога возникла не на пустом месте. Еще тысячу лет назад, в IX - XII веках здесь проходил оживленный торговый путь, связывавший северные славянские территории с Поднепровьем и Поволжьем. Там, где реки Сходня и Клязьма (в древности они были полноводнее, чем сегодня) сходились ближе всего, был устроен волок длиной 5 км: корабли с товарами из Москвы-реки проплывали до верховья Сходни - там их вытаскивали на берег инаспециальных катках переволакивали по суше до Клязьмы. Начиная с XVIII века, по этим местам шел тракт из Петербурга в Москву. Крестьяне близлежащих сел и деревень успешно держали постоялые дворы, а с расцветом моды на дачную жизнь быстро перестроились, и вся обширная территория вдоль Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги стала популярной дачной местностью.

Раньше всего московская публика освоила находящиеся ныне в черте Москвы Останкино, Петровско-Разумовское, Михалково, Ховрино. Люди постарше подтвердят, что последние остатки дачной застройки исчезли буквально двадцать лет назад. А вот поля и перелески вдоль железной дороги, начиная с Химок и вплоть до Подсолнечной - это уже настоящий "загород".

Деревня Химка, получившая название по имени речки, существовала уже в XVIII веке. Селение принадлежало томонастырю, то отходило к государственной Коллегии экономии. Император Павел Первый пожаловал Химку своему соратнику графу Николаю Зубову за то, что именно Зубов принес ему весть о смерти Екатерины Второй. Зубов прославился женитьбой на дочери полководца Суворова, а также дурным нравом, проявлявшимся в необычайной грубости исклонности к алкогольным возлияниям. Он невысоко оценил благосклонность Павла - принял деятельное участие вподготовке покушения на императора и нанес ему первый удар золотой табакеркой в висок. Вот почему позже деревня Химка, видимо, отошла назад в государственный фонд.

Во второй половине XIX века в двух верстах от деревни стала застраиваться дачная местность Химки, на месте которой уже в советское время возник нынешний город. "Спутник дачника, фотографа и велосипедиста" по окрестностям Москвы, изданный в 1902 году, сообщал: "Дачи здесь не дороги, местность чрезвычайно живописная, сухая и здоровая. Сообщение с городом очень удобное". Указывалось, что "река Химка необыкновенно богата рыбой и удобна для купанья", а "воздух чистый и свежий, пропитанный смолистым ароматом столетних сосен и елей". Воздух считался настолько целебным, что в 1920-е годы в Химкинском парке был устроен туберкулезный санаторий. В тот период в Химках было около 500 дач (многие из них были двухэтажными, с застекленными террасами и электрическим освещением) и около 13 500 постоянных жителей.

За Химками лежало Куркино, которое тоже было популярной дачной местностью. В самом селе в 1899 году было 220 местных жителей. Усадьбой при селе Куркино с 1872 года владел знаменитейший московский терапевт, профессор Московского университета и тайный советник Григорий Антонович Захарьин (1829 - 1897). Среди пациентов этого уникального диагноста были царь Александр III (к которому Захарьина вызывали в Ливадию), писатель Лев Толстой, фабрикант и коллекционер Павел Михайлович Третьяков.

Лечивший частным образом всю московскую элиту Захарьин за визит брал 100 рублей. Доктор был неумеренным сладкоежкой, и пациенты знали, что кроме денег надо запастись коробкой конфет. Получив вознаграждение после осмотра, Захарьин обязательно спрашивал: "А где же мои конфекты?" После ответа: "Там в шкафу, Григорий Антонович", доктор в один присест съедал целую коробку. На свои огромные гонорары Захарьин не только купил квартал в центре Москвы (внутри этого квартала сейчас выход из метро станции "Кузнецкий мост"), но и Куркино.

В память о Захарьине его семья на свои деньги построила в Куркине больницу. Проектировавшие больничный комплекс архитекторы Р. И. Клейн и И. Э. Грабарь использовали вкомпозиции главного корпуса идеи великого итальянского зодчего эпохи Возрождения Андреа Палладио. Вступившая встрой в 1914 году больница сейчас носит имя доктора Захарьина, и здесь лечат легочных больных. А возле построенной в 1672 году церкви Владимирской иконы Божьей Матери стоит мавзолей семьи Захарьиных, возведенный по проекту Федора Шехтеля.

Деревни вокруг Куркина носят яркие названия: Барашки, Кобылья Лужа, Черная Грязь, Ржавки, а также Бутаково, Терехово, Черкизово, Чашниково, Гаврилково, Юрово, Петровское-Лобаново. В Черной Грязи в XVIII-XIX веках была первая отМосквы перекладная почтовая станция дилижансов с конюшней на 100 лошадей. Ожидая перемены лошадей, напочтовой станции останавливались писатели А.Н. Радищев, А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Делала здесь отдых во время пути и императрица Екатерина Вторая.

По близлежащим местам под покровительством великого князя Сергея Михайловича 11 мая 1908 года прошли автопробеги грузовиков различных систем - от Москвы до Подсолнечной и обратно, а 19 мая - автопробег легковых машин Петербург-Москва. В автопробеге участвовали гонщики изРоссии, Франции, Германии, Австрии и Италии. Накануне губернатор Московской губернии Джунковский обратился кжителям прилегающих сел и деревень, чтоб они незанимали трассу, и чтоб деревенская молодежь воздержалась отозорства, которое обыкновенно заключалось в кидании камней и бутылок в автомобили. Финиш был назначен вблизи деревни Никольской неподалеку от Химок, куда изМосквы с утра приехала публика, в том числе греческий королевич Андрей с королевной Алисой. До финиша, преодолев 644 версты, дошли только 10 автомобилей из 27.

Двинемся дальше вдоль железнодорожного полотна. На28километре - станция Подрезково, на 30 километре- станция Сходня. Путеводитель по Подмосковью, изданный в1935 году, гласил: "Заманчивая, живописная природа Сходни, окруженная широкой каймой соснового и елового леса, способна прельстить даже самого требовательного дачника".

В 1890-е годы из известных московских богачей в Сходне имели собственные дачи подполковник Павел Васильевич Берг - владелец крупных предприятий в текстильной, машиностроительной, сахарной, горнодобывающей отраслях, и просвещенный купец Христофор Семенович Леденцов. Леденцову принадлежал большой участок площадью 320 га (стоимостью около 60 000 руб.), который был завещан основанному им Обществу содействия успехам опытных наук- первому российскому научному фонду для поддержки ученых. После смерти Леденцова участок разбили на кусочки и продали, положив начало дачному поселку Сходня, где два переулка стали носить названия 1-й и 2-й Леденцовский.

Самой же крупной землевладелицей округи была московская потомственная почетная гражданка, собственница Сандуновских бань, Петровского пассажа и ресторана "Прага" Вера Ивановна Фирсанова. Стоимость ее владений в 1899 году составила свыше 195 000 руб. (почти $4 млн. на нынешние деньги). Усадьба Середниково досталась Фирсановой ототца Ивана Григорьевича, купившего поместье в 1870-х годах. В XVII-XVIII веках Середниково принадлежало князьям Черкасским, у них в 1775 году было куплено сенатором Всеволожским, а с 1825 года приобретено генералом Дмитрием Столыпиным - родным братом бабушки поэта Лермонтова и дедом премьер-министра П.А. Столыпина.

Миша Лермонтов после смерти матери с двух лет остался сиротой, и бабушка, заменившая ему родительницу, была неразлучна с внуком. В 1828 году 14-летний Лермонтов поступил в Благородный пансион при Московском университете, а в 1830 году в университет. Поэтому летом в 1829 - 1832 годы будущий знаменитый поэт отдыхал у бабушкиных родственников в Середникове, где бродил в задумчивости по аллеям парка и берегам пруда, подражая Байрону, которым был страстно увлечен. Тогда и родились строки: "Все тихо- полная луна / Блестит меж ветел над прудом, / И возле берега волна / С холодным резвится лучом". В 1914 году к столетию поэта в Середникове на деньги В.И. Фирсановой был воздвигнут обелиск, а позже (когда с 1920- годов в усадьбе разместился санаторий "Мцыри") в парадном дворе установили бюст Лермонтова работы известного скульптора Голубкиной.

И еще одна интересная усадьба неподалеку - Льялово. Поместье, известное с XVI века, стоит на левом берегу Клязьмы. С 1852 года владельцем усадьбы (площадью почти 2 500 га) стал представитель рода князей Белосельских-Белозерских, ведших родословную от Рюрика. По семейной традиции князь Константин пошел по военной линии и быстро дослужился до генерала. По неизвестным причинам в 1890 году онпродал имение купцу Денисову, от которого, в свою очередь, через несколько лет усадьба (с безжалостно вырубленным старым парком), оцененная в 94 000 руб., перешла кследующему владельцу - представителю династии текстильных фабрикантов Морозовых Николаю Давыдовичу.

Владелец Богородско-Глуховской мануфактуры Н.Д. Морозов слыл англоманом (он долго жил в Англии), и его вкусы нашли воплощение в новом облике усадьбы. Снеся все старые постройки, Морозов возвел на их месте богато декорированную деревянную виллу в стиле модерн - она была куплена за большие деньги на Парижской выставке 1900 года ивразобранном виде доставлена в Подмосковье. Вокруг виллы был разбит великолепный парк, устроены родники, гроты ифонтаны. К несчастью, вилла сгорела во время фашистского налета в 1941 году. На ее месте в 1953 году был построено в классическом стиле здание санатория ЦК КПСС, которое многие принимают за старинную усадьбу. Сейчас это пансионат Газпрома "Морозовка".

И это лишь немногие истории, которыми столь богата местность вдоль Петербургского тракта.

ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | апрель-май  2006 | № 4 (14) | http://www.d-n.ru/

Галина УЛЬЯНОВА, Фотоиллюстрации Михаила ЗОЛОТАРЕВА
Источник: Дайджест Российской и Зарубежной недвижимости

Полка журналов 


№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017
№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017

№9 (116), НОЯБРЬ 2016
№9 (116), НОЯБРЬ 2016

№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016
№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016

Электронная версия журнала "Дайджест российской и зарубежной недвижимости"

 

Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152 Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152