РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБ ИЗДАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ КОНТАКТЫ ПАРТНЕРЫ Classified

Логин
Войти
Пароль
Забыли пароль?

Электронная версия справочника Кто Есть Кто
на рынке недвижимости

Посетите сайт справочника
"Кто Есть Кто и Что по Чём
на рынке недвижимости 2019"






Поиск

Частичная или полная перепечатка материалов журнала осуществляется только с разрешения редакции

В ФОКУСЕ -- Предложение, от которого нельзя отказаться

На одном из сочинских рекламных плакатов красуется довольный пингвин, а под ним надпись: "Хочу жить в Сочи!". А трубу во дворе сочинской ТЭЦ украшает философский и как-то грустно звучащий вопрос "Ты кто?". Это сочетание предельной конкретности, в которой ориентируется даже "глупый пингвин", с совершенной фантасмагоричностью и некоторой грустью, и есть современный Сочи со всем в нем происходящим.

 У каждой войны свои жертвы

В принципе, все ясно: Сочи как "нормально" развивающийся город мы потеряли. Многие специалисты говорят, что нечто подобное произошло бы и без всякой Олимпиады благодаря одной только целевой программе развития Сочи как круглогодичного курорта мирового уровня, но Олимпиада есть, и никуда от нее уже не денешься, и принимать ее надо как факт свершившийся и неизбежный. Однако вот что стоит отметить: вне Олимпиады полная переориентация города на строительство бизнес- и элит- классов или выселение людей с насиженных мест, ведущееся не всегда честно (особенно со стороны государства), наверняка вызывало бы бурю возмущения, приводило бы к "митингам протеста" и т. д. В свете же предстоящей Олимпиады подобные перекосы выглядят какими-то мелкими и несолидными. Ну, право слово, нельзя же так меркантильничать на фоне глобального спортивного, и не только спортивного, прорыва России.

"Фон" в данном случае закрывает, точнее, стыдливо прикрывает "суть" или, по крайней мере, часть этой "сути". О том, что мнения сочинцев "за" и "против" проходящих в городе преобразований разделились чуть  ли не 50 на 50, стараются не говорить; на сообщениях, что изъятие земель, необходимых для грядущего строительства, в Сочи проходит втрое быстрее обычного, или что полученных в качестве компенсации денег людям отчаянно не хватает на приобретение нового жилья, не делается особых акцентов; продавцы активно распространяют информацию о серьезном увеличении спроса на сочинское жилье, однако на месте выясняется, что мгновенно поднятые на 50 – 60 – 100% цены вовсе не соответствуют спросу, и потому в данный момент наблюдается существенный их, цен, откат назад. (Правда, часть игроков рынка считает, что подобный ценовой скачок наблюдался лишь на некоторых объектах и носил "точечный" характер, но тех, кто зафиксировал массовую ценовую истерию, все-таки больше). Вдруг заговорили о длительном попустительстве местных властей по части разработки сочинского Генплана, как будто раньше, до победы в олимпийской гонке, в нем не было необходимости. Все правильно: и курорт мирового уровня России, в принципе, нужен, и Олимпиада — вещь престижная, поднимающая авторитет страны... Но жертвы, которые приносятся во имя благих целей, оправданы ли?

 Кстати, о жертвах.

Многим сегодня просто интересно: действительно ли все компании, приходящие на сочинский рынок недвижимости не с одним-двумя проектами и не только в сфере жилищного строительства, рассчитывают на конкретную прибыль от реализации этих проектов. Официальная версия ответа на этот вопрос — "да", "безусловно", "мы просчитали и пришли к выводу...". В кулуарах судачат о подробностях: просчитали, конечно, только сам Сочи тут ни при чем — в обмен на присутствие в этом городе и огромные вложения в местные проекты компании выторговывают множество преференций, никак ни с Сочи, ни с Олимпиадой не связанных. Впрочем, неизвестно, дорогого ли стоят такие кулуарные разговоры.

Вопрос "А потянут ли сочинцы, неизбалованные большими доходами, жизнь в на глазах дорожающем городе?" находит довольно жесткий ответ: безусловно, не потянут, так что в ближайшее время нас ожидает серьезная миграция населения. Те, кто пообеспеченнее, будут переселяться в Геленджик, менее обеспеченные — в Анапу (там, кстати, тоже требуются рабочие руки в связи с появлением особых туристско-рекреационных зон), еще менее обеспеченные — в Новороссийск и далее — по побережью. А что делать: у каждой войны свои жертвы.

 Берем числом и размахом

Впрочем, это все о неприятном. Не мешало бы поговорить и о "фоне". А он впечатляет своим размахом. Размах сочинских проектов, пожалуй, главная тема обсуждения сочинского рынка недвижимости, в том числе и ценовой размах. По данным компании "Новое Качество", на 1 сентября нынешнего года в жилом сегменте "премиум-класс" он составлял от $5 000 до $12 000 за м2 (с годовым приростом цен 79%); в сегменте "бизнес-класс" — от $3 700 до $6 000 за м2 (с годовым приростом 122%); в сегменте "бизнес-" и "эконом" — от $2 750 до $4 500 за м2 (с годовым приростом 119%). Не по-детски, одним словом.

Естественно, как в потребительском, так и в инвестиционно-строительном TOP-листе лидерами по-прежнему являются Центральный и Хостинский районы. Далее следует Адлерский с вечными разговорами о его перспективности. Замыкает список Лазаревский район, до которого в принципе добрались пока лишь единичные застройщики — главным, связанным с этим районом, было заявление ГК "Интерком Холдинг" о готовности возвести здесь высококлассное жилье в 20 – 22 этажа (на реализацию этих планов будет особенно любопытно посмотреть, учитывая сочинскую сейсмику).

Конечно, много разговоров и вокруг "Острова Федерации", и о проекте "дом на воде" — корабль, который в сезон будет стоять "на приколе" возле Сочи, а затем (по желанию владельцев) может быть отбуксирован в ОАЭ, и о "БазЭловской" "Имеретинской Ривьере", и о появлении нового элитного микрорайона на месте бывшего санатория "Заря", и о проекте "Камелия" компании "Система Галс", который будет включать в себя отели и SPA-комплекс, VIP-коттеджи и апартаменты. Этот проект, между прочим, удачно обыгрывает сочинскую железнодорожную ветку, избавиться от которой в ближайшее время, видимо, не удастся. Китайцы, правда, предлагали проект переноса железной дороги, но затраты оказались слишком велики, а зона отчуждения слишком большой.
Что касается менее масштабных проектов жилищного строительства, то они в Сочи на любой вкус. "Дом у дендрария" и "Миллениум Тауэр", "Транс-Сити" и "Новостройка на Мамайке"… Продолжать можно почти до бесконечности. В целом рекламных щитов, продвигающих новостройки, и щитов, охватывающих все остальные сферы жизнедеятельности, в Сочи примерно поровну — даже Москва подобным похвастаться не может. И при этом все компании, работающие на сочинском рынке, в один голос говорят об отсутствии специалистов: не хватает буквально всех — от "рабочих рук" до "руководящих голов". Спецов придется везти из других регионов — видимо, делая им предложения, от которых они не смогут отказаться. 

Валерия МОЗГАНОВА
ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | НОЯБРЬ 2007 | № 10 (29) | http://www.d-n.ru/
Источник: Дайджест Российской и Зарубежной недвижимости

Полка журналов 


№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017
№10 (117), ДЕКАБРЬ 2016 - ЯНВАРЬ 2017

№9 (116), НОЯБРЬ 2016
№9 (116), НОЯБРЬ 2016

№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016
№8 (115), ОКТЯБРЬ 2016

Электронная версия журнала "Дайджест российской и зарубежной недвижимости"

 

Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152 Dайджест Недвижимости | Aпрель 2021 № 152